А.В. Карев: Размышления о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа

Гефсимания (Матф. 26, 36-46)

Только троих из апостолов берет Христос с Собою в Гефсиманский сад: Петра, Иоанна и Иакова. Это столпы церкви (Гал. 2, 9). Они были свидетелями величайшей славы своего Учителя на Горе Преображения. Они должны быть свидетелями и великого уничижения Христа в Гефсиманском саду, когда их Учителя свяжут (Иоан, 18, 12).
Здесь, в Гефсимании, Христос открывает перед ними Свое сердце. Каково же это сердце? Оно полно смертельной скорби. Он Сам говорит: «Душа Моя скорбит смертельно!» Но Христос говорил ученикам и о Своей совершенной радости. Совершенная радость и смертельная скорбь! Какие контрасты! Какие высоты и какие бездны! И наш путь такой же! Совершенная радость и смертельная скорбь! Не будем смущаться при таких контрастах! Они были у нашего Учителя. Они могут быть и у нас — Его учеников.
Перед ними великий вопрос: «А теперь, когда Он на престоле славы, Он переживает скорбь?» Как мы ответим на этот глубочайший вопрос? Да, и теперь Он переживает скорбь. Скорбь о гибнущих душах! Он плачет над современными Иерусалимлянами. Он скорбит об ожесточении человеческих сердец. Любовь не может не скорбеть!
Христос хотел, чтобы ученики приняли участие в Его скорби. Он знал, что помочь они Ему ничем не могут, и Он не помощи искал у них, а соучастия в Своей скорби, но Он не получил его от них: они уснули!
Христос хочет, чтобы и мы делили Его скорбь. Скорбь о гибнущих душах. Скорбь о холоде в Его церкви. Скорбь о процветании греха и зла на земле. Но и от многих из нас, верующих, Он не получает участия в своей скорби. Холод оковал... Сон одолел.
Но почему скорбел смертельно Христос в Гефсимании? Это одна из глубочайших тайн Гефсимании. Мы никогда ее полностью не постигнем. Подумайте: Он скорбит смертельно. Поймем хоть отчасти причину этой смертельной скорби. Причина ее, во-первых, в том, что пришел час взять на Себя всю тяжесть грехов человечества. Во-вторых, Он начал переживать ужас заклания. Агнец Божий ложился на жертвенник, как некогда Исаак.
И вот Он пал лицом на землю. Такова тяжесть греха, и в Гефсимании раздается странная молитва: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!»
Он оставил небо для страдания и смерти. В течение всей жизни Своей Он говорил о Своих страданиях. И вдруг Он молится о том, чтобы Отец избавил Его от страдания! Как понять эту молитву? Эта молитва человека Иисуса! Она доказывает истинную человечность Христа! Когда крест был еще вдали, человек Иисус тоже трепетал и тоже молился об избавлении от него! Прочтем: Иоан. 12, 27.
Тем более теперь, когда Он на один только шаг был от креста. Вот почему Он три раза молится об освобождении от креста! Он не был освобожден от креста. О чем это нам говорит? О том, что помимо креста другого пути для спасения грешников не было. О, если бы все люди поняли эту истину! Ни один ангел не мог бы искупить вину человечества! Ни могущество Божие, ни Его безграничная любовь, только чаша страданий, только пролитие крови!
«Не Моя воля да будет, но Твоя!» Тоже как будто странные слова: разве у Христа была воля, не совпадающая с волей Отца? Да, могла бы быть! Каждый человек имеет свою волю. И Христос, как человек, имел Свою волю, но свою волю чадо Божие отдает на смерть ради исполнения воли Божией!
Чем ближе мы к Господу, тем покорнее мы Ему! Замечательные слова Христа Петру: Иоан, 21, 18.
Гефсимания — школа молитвы; это молитва об исполнении воли Божьей в нашей жизни! Именно об этом молился Христос в Гефсимании!
Кровавый пот на теле Христа. Что это значит? Всякое душевное потрясение связано с потом. У Христа оно было так сильно, что привело к кровавому поту.
Кровавый пот говорит о глубочайшем душевном переживании нашего Спасителя. История не знает такого пота, но она не знает и такого переживания.
И вдруг: является ангел с небес и укрепляет Его (Лук. 22, 43). В пустыне, где Его искушал диавол, тоже явились к Нему ангелы и служили Ему. Как они служили Ему? Может быть так же, как ангел служил пророку Илии в пустыне, подкрепляя его физически? Но как укреплял ангел Иисуса в Гефсимании? Это — великая тайна! Но мы не согрешим, если сегодня заглянем в нее. Прочтем Ис. 53, 10. Потомство долговечное — это бесчисленные сонмы спасенных. Их показал, возможно, ангел Христу! Лучшее подкрепление в страдании — это увидеть смысл его.
И печали — радость мне, Если знаю, что страданья Принесут хвалу Тебе!
Самое ужасное — это бессмысленность страдания. Христос увидел в Гефсимании плоды Своих страданий!

 

Христос перед Анной и Каиафой (Иоан. 18, 12-14; 19-24, Матф. 26, 57-68)

Христос перед Анной! Первосвященник спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Его спрашивают об учениках Его, потому что Ему хотят предъявить обвинение в восстании и мятеже. Вход Господень в Иерусалим давал основание думать, что у Него много приверженцев, которые не прочь сделать Его царем, а в Гефсимании один из Его учеников применил даже оружие.
Его спрашивают об учении. Если Петр пустил в ход меч, то, значит, Учитель преподал ему такое учение. Ответ Христа: «Я говорил явно миру, Я всегда учил в синагоге и в храме, тайно не говорил ничего. Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил!»
Удар по щеке (Иоан. 18, 22). О, этот знаменитый удар по щеке!
Он принадлежит к числу горьких капель в чаше страданий Христа. О нем сказано у пророка Исаии 50, 6. Предание говорит, что ударивший Иисуса по щеке был Малх. Какая черная неблагодарность! Как много этой неблагодарности в мире в отношении любящего Христа!
Кротость Христа — ответ на грубый поступок слуги первосвященника! Он не подставил другой щеки. Слова Его в Нагорной проповеди нельзя понимать буквально (Матф. 5, 39).
Дух кротости, смирения — вот дух Христа. Этот дух должен быть духом всех детей Божиих! В духе кротости были сказаны Христом слова: Иоан. 18, 23.
Мы бываем окружены грубостями, и мы получаем пощечины, но каков наш ответ на все это? Живет ли в наших сердцах дух Христа? Дух кротости и смирения? Видят ли наши оскорбители образ нашего Учителя в нас? Образ кроткого и смиренного Христа?
От Анны к Каиафе! У Каиафы собрался Синедрион. В Синедрионе был 71 член. Исключим Никодима и Иосифа Аримафейского — значит 69 человек. Синедрион был у иудеев верховным судилищем. Он был окружен ореолом особой святости. В таком почтенном собрании судили Христа!
В лице Синедриона как бы весь Израильский народ отверг Христа и вынес Ему смертный приговор. Так же как в лице Понтия Пилата весь языческий мир судил Христа и отвернулся от Него. И иудеи, и язычники вынесли смертный приговор Христу!
Как же судил Синедрион Христа? Прочтем Матф. 26, 59: «Искали лжесвидетельства против Иисуса». Правды, порочащей Христа, не оказалось, — надо было пустить в ход лжесвидетельство. Теперь это называется клеветой.
Священнейшее после храма место наполнилось лжесвидетелями, то есть клеветниками. Клевета за клеветой сыпались на голову Иисуса! Что такое клевета? Это ком грязи, который кидается в чистого человека по разным причинам. Такими комьями грязи старались люди забросать великое Солнце Правды. Но оно ничуть не помрачилось в своем сиянии. Синедрион клеветой на Иисуса запятнал себя навеки, но Христос засиял еще ярче!
Сколько ни выступило лжесвидетелей, но достойного смерти ничего не придумали. Наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: «Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его!» Он говорил о разрушении храма — тела Своего и о Своем славном воскресении, а они извратили смысл Его слов и обвинили Его в желании разрушить святыню иудейского народа — Иерусалимский храм.
Но посмотрим на Христа, на Его поведение в Синедрионе. Как Он реагировал на все эти лжесвидетельства, на все эти комья грязной клеветы? Прочтем Матф. 26, 62 — 63: Иисус молчал!
Молчание Христа — как ответ на все лжесвидетельства Своих врагов — это красивейшая черта в Его божественном облике. Но сейчас мы услышим громкий голос Христа. Мощно, властно и решительно прозвучит он в Синедрионе! Нет, на весь мир!
Что же скажет Христос?
Прочтем вопрос Каиафы: Матф. 26, 63. Прочтем ответ Христа: Матф. 26, 64.
Синедрион должен знать, что Он — Христос, Сын Божий! Все человечество должно знать, что Он — Христос, Сын Божий! И мы знаем, что Он сидит одесную силы! Он — Бог и Властелин Вселенной!
Догмат о божественности Христа — это самый главный догмат христианства. Наша вера во Христа, как в Сына Божия, имеет много оснований под собою. Но одно из этих многих оснований — великое и торжественное заявление Христа о Своей божественности в Синедрионе!
Приговор Синедриона. Прочтем Матф. 26, 65: «Он богохульствует! Вы слышали богохульство Его! Вина, достойная смерти, найдена!»
Как вам кажется? Члены Синедриона: «Повинен смерти!» Итак, Иисуса осудили за богохульство! После этого началось плевание на Него и биение Его по ланитам (Стих 67).

Христос у Понтия Пилата (Матф. 27, 1-2)

Прежде всего нам необходимо познакомиться с Понтием Пилатом. Все громадное Римское государство было разделено на провинции. И в каждой провинции был представитель римской власти, так называемый прокуратор. Одной из провинций Рима была Палестина, и там тоже был представитель Рима — прокуратор, правитель. В дни Иисуса Христа таким правителем был Понтий Пилат.
Рим не любил Палестину, но и Палестина ненавидела Рим. Почему? Потому что Палестина, то есть Израильский народ, никогда не забывал своего прежнего величия, величия времен Давида и Соломона, и всегда он стремился вернуться к этому величию, оторвавшись от Рима. Восстание за восстанием происходили в Палестине. Для Рима Палестина была самой неспокойной провинцией. Прокураторы направлялись туда с большой неохотой, потому что очень трудно было управлять этой страной.
Понтий Пилат много лет провел в Палестине. Значительная часть жизни Христа проходила на его глазах. Он много слышал о Христе. Имя Христа было ему хорошо известно, но он никогда еще не встречался с Ним. Он жил в своем роскошном дворце в городе Кесарии, на берегу Средиземного моря, а в Иерусалиме бывал редко, в большие иудейские праздники, и особенно в дни Пасхи.
И вот в ранний утренний час Пилату сообщают, что к нему привели узника по имени Иисус Христос. «О, знакомое имя!» — думает Пилат. Наконец-то он увидит Того, о Ком неслась слава по всей Палестине. Он выходит на судебное место. Его окружают воины в шлемах и панцирях. По обе стороны — его секретари. Перед ним — члены Синедриона и связанный Иисус.
О чем же просит глава Синедриона — первосвященник Каиафа Понтия Пилата? Страшно сказать: первосвященник просит казнить Иисуса!
Перед нами сегодня два мира: языческий и иудейский. Между обоими была великая пропасть: иудеи с язычниками не сообщались; между ними была высокая стена. И вот перед нами Христос. Он стоит между этими двумя разобщенными мирами, между Понтием Пилатом — представителем языческого мира, и Каиафой — представителем иудейского мира. Сегодня Христос умрет, и смерть Его соединит навсегда оба мира. Уничтожит пропасть, разрушит стену. Христос прольет кровь за оба мира! И Его кровь объединит разрозненное человечество.
Пилат спрашивает о вине узника Иисуса. Прочтем Иоан. 18, 29 — 32. Они привели Иисуса к Пилату как злодея. Злодей — значит деятель зла. Какое же зло делал Иисус? Об этом и опрашивает их Пилат. Прочтем Марк. 15, 3 — 5. Но из всех многих обвинений были три обвинения очень определенные. Прочтем Лук. 23, 2:
а) Он развращает народ наш;
б) Он запрещает давать подать кесарю;
в) Он называет Себя Христом-царем.
Но о богохульстве ни слова, а ведь именно за это они сами присудили Его к смерти. Если бы они с таким обвинением против Христа пришли к Пилату — он просто прогнал бы их от себя. Богохульство его не интересовало.
В связи с этим стоит прочесть Деян. Ап. 18, 12 — 16. И здесь клевета на Иисуса, как и в Синедрионе. Он развращает народ! Разве это не клевета? Он запрещает давать подать кесарю! Разве это не клевета? Он называет себя царем (они хотели сказать: римским)! Разве это не клевета?
Пилат был умный человек. Он все прекрасно понял. Он тонко вскрыл истинную причину всей их вражды и ненависти к Иисусу. Прочтем Матф. 27, 18. Зависть — мать клеветы! Пилат прогнал бы их со всей их клеветой, но обвинение, что Христос называет себя царем, было таким, что пройти мимо него было нельзя. В этом вопросе он был обязан разобраться (Иоан. 18, 33 — 38). Христос внутри претории. Христос и Пилат вдвоем. Пилат — судья, Христос — подсудимый, связанный узник.
Но на самом деле: судья — Христос, Пилат — подсудимый и узник греха и порока.
Христос осветил Своим светом Пилата с ног до головы, как лучами рентгена, и обнаружил все плохое и хорошее в нем.
Кто стоит перед Иисусом, на того падает Его свет и открывает все хорошее и все плохое, что есть в человеке (Евр. 4, 12 — 13).
Вдвоем со Христом — чтобы проверить наше отношение к Нему! В нашем отношении к Нему — всё! Есть отношение вражды, равнодушия, любви, но любовь имеет ступени. Высшая ступень — отдача всего себя любимому!
Пилат оказался равнодушным ко Христу. Вражды у него не было и любви не было, но равнодушие было полное.
Члены Синедриона — образец вражды ко Христу.
А кружок апостолов — это образец любви ко Христу, но и образец неодинаковой любви ко Христу.
Пилат вдвоем со Христом. Беседа о Царстве Христа: Иоан. 18, 33; 18, 36; 18, 37.
Учение Христа о Своем царстве очень ясное: оно — внутреннее, духовное, не территориальное. Христос говорит об этом царстве: «Оно не от мира сего, не придет приметным образом» (Лук. 17, 20 — 21). Оно — внутри человеческого сердца. Его признаки (Римл. 14, 17): праведность и мир, и радость. Теперь нам будет понятно, почему его не наследуют враждующие, ссорящиеся, завистливые, гневающиеся, сеющие разногласия и распри, ненавидящие, бесчинствующие. Прочтем Галат. 5, 20 — 21. Потому что нельзя сохранить праведность, мир и радость, делая такие дела.
Пилат после общения со Христом пришел к выводу, что это кристально чистая Личность, солнце без малейшего пятна, источник без малейшей мути. И выйдя к членам Синедриона и к народу, он заявил (Иоан. 18, 38-6): «Я никакой вины не нахожу в Нем!» Какое прекрасное свидетельство умного, образованного, проницательного язычника! Никакой вины в Иисусе! Абсолютная чистота и непорочность! Таков наш Христос!

 

Христос вторично у Понтия Пилата (Лук. 23, 4-11)

Говоря о суде Понтия Пилата над Христом, надо помнить, что Христос два раза был у Понтия Пилата. Между первым и вторым пребыванием Христа в претории Пилата был допрос у царя Ирода.
Как попал Христос к Ироду? Понтий Пилат после беседы со Христом с глазу на глаз объявил членам Синедриона, что он считает Христа невинным. Но он, как язычник, мало разбирался в обрядах и обычаях иудеев. Боясь ошибиться в своем оправдательном приговоре, он решил направить Христа к царю Ироду, который был иудеем.
Что было у Ирода? Прочтем Лук. 23, 8 — 11.
Цель Пилата: отпустить Христа! Но как это сделать? Члены Синедриона и подстрекаемый ими народ требовали смерти Христа.
Первая попытка Пилата освободить Христа: прочтем Матф. 27, 15 — 17; 27, 20 — 26.
Крик народа: «Распни Его! Да будет распят!» Тот же ли это народ, который кричал: «Осанна!?» Нет! «Осанна!» — кричали галилеяне. «Распни Его!» — кричали жители Иерусалима, находившиеся под влиянием первосвященников и священников.
На возвышенном месте стоят Христос и Варавва. Рядом святость и нечестие! Свет и тьма! Добро и зло! Благословение и проклятие! Жизнь и смерть! Надо делать выбор. И народ избирает Варавву.
И нам приходится постоянно делать выбор: Христос или что-то другое? Матф. 10, 37. О, если бы наш выбор падал всегда на Христа!
Пилат был уверен, что народ изберет Христа. Как он ошибся! Выбор пал на Варавву. Растерянно опрашивает он: «Что же я сделаю Иисусу?» О, может быть, они скажут: «И Его освободи!» Но нет! «Распни Его!» — кричат они. Этот путь оказался непригодным для освобождения Христа!
Но Пилат делает вторую попытку освободить Христа. Прочтем Лук. 23, 22. Итак, наказав Его, отпущу. Он надеялся, что враги Христа удовлетворятся наказанием Христа и согласятся на Его освобождение, но и тут Пилат ошибся.
Посмотрим, как был наказан Христос (Иоан. 19, 1). Пилат взял Иисуса и велел бить Его! В чем заключалось бичевание Христа? По обнаженному телу били римским бичом, на конце которого были гвозди. Боль была не меньшая, чем на Голгофе. И потоки крови... Это бичевание было очень большим страданием Христа, но это еще не все. Прочтем Матф. 27, 27 — 30. Глумление воинов, багряница, терновый венец на голову, трость в правую руку, становились перед Ним на колени (со смехом), говоря: «Радуйся, Царь Иудейский!» Плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове!
Из всего, что перенес Христос у Понтия Пилата, ничто так не запечатлелось в умах и сердцах верующих, как терновый венец на голове Христа и удары тростью по нему. Вот это надо знать всем. Терновый венец — это лучшее украшение нашего Господа. Это драгоценнейшее сокровище христианства. Почему? Потому что терний — это символ греха и проклятия! Символ наказания за грех (Быт. 3, 18). И вот он — на голове Христа. Грех и проклятие человечества — на голове Христа. Человечество освобождено от него навеки. Терновый венец — это вечное украшение Христа! Он превратился в ярко сияющий венец!
Пилат вывел Христа после такого наказания к народу (Иоан. 19, 4 — 5). Слова Пилата: «Се, Человек!» Он был уверен, что вид Христа тронет сердца иудеев, и они закричат: «Отпусти Его!»
А вид Христа был действительно трогательный. Нужно иметь камень вместо сердца, чтобы не быть тронутым Его видом! Он весь в ранах! Все Его тело — открытая рана! Он весь в крови! И лицо Его тоже! Его голова изранена терниями! И кровь течет по лицу!
Но вместо жалости — новый крик: «Распни Его! Распни Его!» Прочтем Иоан. 19,6. Но кричал не народ, а первосвященники и их служители. Народ был, очевидно, тронут, но Пилат снова потерпел неудачу. И в гневе он говорит иудеям: «Возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины». Их ответ: Иоан. 19, 7 — 8. Пилат испугался. Он, как язычник, верил во многих богов! Христос — Сын Божий! Может быть это так? Его образ — необыкновенный. И опять он берет Христа к себе в преторию (Иоан. 19, 8 — 11). Он мог бы засиять перед ним, но Он молчал. Пилат исполнился еще большим уважением ко Христу и еще большей решимостью отпустить Его. Иоан. 19, 12.
И все же вынес смертный приговор Иисусу! Как же это случилось? (Иоан. 19, 12 — 16.) Решили участь Христа слова иудеев: «Если отпустишь Его — ты не друг кесарю!» Прослыть за недруга кесаря — это опасно для всей его карьеры. Если об этом напишут в Рим или пошлют туда делегацию... И страх испортить себе карьеру заглушил голос совести.
Как печально читать слова: «Тогда, наконец, Пилат предал Его на распятие» (Иоан. 19, 16).
Два выражения Пилата человечество никогда не забудет: «Что есть истина?» и «Се, Человек!»
Не являются ли слова «Се, Человек!» ответом на вопрос: «Что есть истина?» Да, это так.
Христос в терновом венце, в ранах, облитый кровью, Голгофский Страдалец открыл человечеству истину. Он дал в Себе образец — какими должны быть все люди на земле, как они должны жить, страдать и умирать! И Он не только указал путь, но Он дает и силу идти им.

 

Се, Человек! (Иоан. 19, 1-6)

...Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его... Почему Пилат велел бить Иисуса? Не потому, что он был жесток. У него было две цели: перед своим начальством в Риме он не окажется виновным: он так или иначе наказал Иисуса. Затем он хотел разжалобить иудеев и добиться таким путем освобождения Иисуса.
Нет сомнения, что Пилат не присутствовал при бичевании Христа. Он удалился на это время в свои покои, но когда он взглянул на наказанного Христа, он увидел, что воины его перестарались: они не только нанесли Ему больше ударов, чем это полагалось, но возложили на голову Его терновый венок, одели Его в багряницу и дали палку в руку Ему, что совсем не полагалось делать. Возможно, что Пилат вспыхнул гневом при виде такого беззакония, но тут же у него явилась мысль использовать жалкий вид Христа для Его освобождения! И вот он выводит Христа — истерзанного, в терновом венке, в багрянице, с тростью в руке, к народу. И произносит свои знаменитые слова: «Се, Человек!» То есть: «Посмотрите на Него! Как Он несчастен! Как Он наказан, если даже и виновен в чем-либо!»
Но вместо жалости Пилат слышит крики: «Распни! Распни Его!» Иудеи не удовлетворены таким наказанием. Они требуют большего: распятия Его, смерти Его!
Пилат потерпел неудачу с указанием на Христа в терновом венке. Но я хочу сегодня сказать, что есть Некто, Кто ставит Христа перед глазами всего человечества в течение 2000 лет и в том же виде, в каком Он стоял перед Пилатом: в багрянице, с тростью в руке, с терновым венком на челе, в ранах, кровию облитый!
Кто же ставит Его в таком виде и повторяет слова Пилата: «Се, Человек!?» Это Дух Святой и Евангелие, написанное Духом Святым через апостолов. И что же мы видим? Миллионы грешников, растроганных таким видом Христа, падающих в глубоком раскаянии к ногам Христа в терновом венце, получающих прощение своих грехов и место с своим Спасителем в раю!
И наше сердце, каменное сердце, было разбито видом этого Се, Человека.
Христос, в терновом венце в ранах и кровию облитый, стал виновником новой жизни каждого из нас. И теперь, когда мы живем во Христе и со Христом, как часто Дух Святой ставит Его перед нами именно таким, каким Он стоял перед Пилатом, и говорит нашему сердцу: «Се, Человек! Посмотри на Него!»
Иногда мы начинаем сомневаться — прощены ли нам грехи, спасены ли мы, имеем ли мы жизнь вечную... И тогда Дух Святой ставит перед нами Христа, в терновом венце, в ранах и кровию облитого, и говорит: «Ты сомневаешься в твоем спасении? Посмотри на Него — вот цена твоего спасения!»
Иногда мы бываем готовы совершить грех — и тогда Дух Святой снова ставит перед нами Христа, в терновом венце, в ранах и кровию облитого, и говорит: «Ты хочешь сделать грех и опечалить сердце Того, Кто ради тебя принял такой вид, такое поругание?!»
Иногда наше сердце начинает привязываться к чему-то в этом мире — может быть, это какой-то человек, может быть, это какое-то сокровище, — тогда Дух Святой опять указывает на Христа, в терновом венце, в ранах и кровию облитого, и говорит: «Ты хочешь полюбить кого-то или что-то больше, чем этого Страдальца?!»
Иногда мы под тяжестью какого-либо креста — болезнь ли это, скорбь ли какая, несправедливое отношение к нам людей, — становимся нетерпеливыми и начинаем роптать на Господа. Тогда Дух Святой опять ставит перед нами Христа, в ранах, и кровию облитого, и в терновом венце, и говорит: «Смотри, с каким терпением Он несет Свою болезнь, Свою печаль, ненависть Своих братьев по плоти, несправедливость людей и их жестокость! Смотри и учись у Него — с терпением и без ропота нести свои страдания».
Придет день, последний день нашей жизни на земле, день прохождения долины смертной тени. Но в этой мрачной долине перед нами засияет образ Христа, в ранах, кровию облитого и в терновом венце, и мы услышим голос Духа Святого: «Се, Человек!»
Уповай на Него! Уповай на Его раны, на Его кровь! И долина смертной тени превратится для нас в самую солнечную долину!

 

И взяли Иисуса и повели (Иоан. 19, 16)

Чтобы понять, что кроется в этих немногих словах, надо вспомнить, что до того, как Христа взяли и повели, Он провел ночь в Гефсимании без сна. Из Гефсимании, обессиленного от кровавого пота, повели Его к Каиафе, затем к Пилату, где Его били, и Он потерял много крови. Затем не забудем, что Он совершил путь к царю Ироду и обратно вернулся к Пилату. Он едва стоял от усталости. И без малейшего отдыха Его взяли и повели, да еще с тяжелым крестом на плечах.
Смотря на нашего усталого Господа, сгибающегося под тяжестью креста, нам хочется плакать вместе с дочерями Иерусалима, шедшими за Ним на Голгофу!
Я смотрю на Христа, ведомого на Голгофу. И вспоминаю одну картину из ветхозаветного времени: Левит 16, 21 — 22. А именно Козла отпущения, на голову которого первосвященник возложил свои обе руки, что означало возложение на него грехов народа. После этого козла с возложенным на него грехом народа уводили в пустыню и оставляли там. О, кто найдет его там, кто найдет грех, на него возложенный?!
Так взяли Иисуса и повели... С возложенным на Него грехом всех грешников! Крест на Его плечах — это грех твой и мой! И где же теперь наш грех, наша вина перед Богом? На Голгофе она брошена в пучину морскую, и кто достанет наш грех из этой пучины? Но кто может быть уверен, что его грех брошен в пучину морскую? Тот, кто с верою отдал свою вину Иисусу! Кто свой грех возложил на Него! Кто поверил, что Христа повели на Голгофу с его грехом!
Всем нам необходимо обновление нашей радости спасения!
Сегодняшняя картина может обновить ее.

Путь на Голгофу (Иоан. 19, 17; Марк. 15, 20-21)

Обозрим еще раз пережитое Христом.
В Гефсимании — смертельная скорбь при виде чаши!
Поцелуй Иуды — предательство!
Бегство учеников — одиночество!
В Синедрионе — клевета, обвинение в богохульстве!
У Понтия Пилата — великие физические страдания! Бичевание!
Удары по терновому венцу на голове!
Насмешки воинов!
Сегодня мы познакомимся с новым страданием Христа — это позор! В чем он заключался? Пилат, несколько раз заявлявший о невиновности Христа, в конце концов приговорил Его к смерти! То есть сделал Христа злодеем со всем вытекающим отсюда позором! После приговора Пилата исполнилось пророчество (Ис. 53, 12): «И к злодеям причтен был...»
В чем же заключался позор, выпавший на долю Христа? Осужденные на глазах народа должны были нести свой крест на спине, совершая шествие по улицам города к месту казни, при свете дня, при большом стечении любопытного народа, при презрении и насмешках толпы.
Весь этот позор Христос испил до последней капли. Позор злодея для невиновного — это очень тяжелое страдание. Тем более для Того, кто ходил по нашей земле — благотворя.
Посмотрим, как Христос несет позор злодея. Троих ведут на Голгофу: Христа и двух разбойников! Нет сомнения, что Христа воины Пилата поставили впереди, чтобы всем этим сказать, что Он — главный злодей. Он и в этом смысле причтен к злодеям. У всех их кресты на плечах. Отряд воинов сопровождает их, чтобы они не сбежали.
Приведу в пример два предания об этом шествии Христа на Голгофу: Христос, шатаясь под тяжестью своего креста, прислонился к двери одного дома, стоявшего при дороге. Хозяин дома безжалостно ударил Христа и толкнул Его... Это предание о мерзком поступке. Но вот другое предание о красивом поступке! Женщина, по имени Вероника, увидела, как Христос упал под тяжестью креста. Она вышла из своего дома и отерла платком кровь и пот с лица Христа. За что Христос будто бы оставил на платке Свой нерукотворный образ.
Христос не донес Своего креста до конца, то есть до Голгофы. Вспомним, что спина и плечи Христа были в ранах после бичевания. Вспомним, что Он не спал ночь перед этим шествием. Вспомним Его кровавый пот в Гефсимании. Он был совершенно обессилен... Кто-то должен был нести крест Христа. Ах, если бы тут был один из апостолов! Хотя бы Петр, торжественно обещавший умереть со Христом! Но нет никого из друзей Иисуса.
Вдруг навстречу идет человек, Симон Киринеянин. «Стой!» — кричит один из воинов... Симон Киринеянин шел с поля (Лук. 23, 26). Значит, он был уставшим. Он шел домой. Значит, его дома ждали. Ему предстоял противоположный путь — а это всегда неприятно, да еще под позорным крестом, рядом с двумя разбойниками, как будто и его ведут на казнь!
Вот прекрасное разъяснение слов Христа: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Матф. 10, 38). Мы называем всякую трудность крестом, но трудности несут и не ученики Христа.
Истинным крестом являются только те трудности, которые связаны с делом Христа! Крест — это самоотречение для Христа и Его дела! Без этого креста, то есть без самоотречения, нельзя быть истинным учеником Христа.
Благословения, полученные Симоном Киринеянином от несения креста, от этого неприятного для него события, — он стал учеником Христа. Я уверен, что он уверовал на Голгофе. И его два сына — Александр и Руфь — уверовали тоже.
Несение креста превратилось для Симона в самое светлое событие его земной жизни.
Он имел счастье послужить Христу в Его уничижении, взять Его ношу на себя.
И для нас, теперешних учеников Христа, самыми светлыми событиями нашей жизни будут те дела, которые мы сделали во имя Христа и для славы Христа.
Источником нашей радости будут те жертвы, которые мы принесли для дела Христа и для блага ближних. И в час смерти мы ни о чем не будем так жалеть и так печалиться, как о том, что у нас мало было дел и мало было жертв для Христа и ближних.

 

Первое слово Христа на кресте

 «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (Лук. 23, 34).
В словах Христа мы имеем образ Его. Он изобразился в них, как Солнце в тихом озере. Он изобразился и в Своих словах на Кресте! Их было сказано — семь. Каждое из них — своего рода окошечко, через которое мы заглянем в самое сердце Христа. Если все слова Христа — золото, то слова, оказанные Им на кресте, — бриллианты.
Все распинаемые говорили — но это были либо слова, выражающие страдание, либо слова проклятая, либо просьбы о помиловании... А у Христа первым словом была молитва. Он много молился в Своей земной жизни, и в глубочайшем испытании на кресте — Он молится.
«Отче!...» О чем говорит это слово? О том, что Христос, несмотря на ужас Своего положения, видит перед Собою Отца! Совершалась величайшая несправедливость: прекраснейший из Сынов Человеческих причтен к злодеям. Мы соблазняемся в таких случаях. Где же Бог? Где же Его любовь? Где же его правосудие? Вот наши вопросы в таких случаях. А Христос видит Отца. Он видит Его любовь. Он знает, что из этого ужаса Голгофы получится — спасение всех грешников!
О, если бы мы твердо знали, что Отец Небесный через любое испытание ведет нас ко благу!
«Прости им!» Мы знаем, как поступали со Христом в Гефсимании... в Синедрионе... у Понтия Пилата... на Голгофе. Какие насмешки, какие глумления! Плевки в лицо, удары по ланитам, нанесение ран побоями и гвоздями! Из Его уст вышли когда-то слова: «Молитесь за обижающих вас!»
Христос — единственный Учитель, у которого слова и дела, учение и жизнь никогда не расходятся. Легче учить, чем жить. Легче говорить, чем делать.
Христианство очень богато словами, но значительно беднее оно делами.
«Ибо не ведают, что творят!» Не ведают! О, глубина мыслей Христа! Он объясняет зло Голгофы неведением! Но неведение может быть разное: одни люди знают много, другие меньше, третьи — почти ничего.
Возьмем Иуду Предателя — он знал больше всех! Члены Синедриона знали много, но меньше Иуды. Ирод, насмеявшийся над Христом, знал еще меньше. Понтий Пилат знал еще меньше Ирода, а воины, распинавшие Христа, — и совсем ничего не знали. Они — самые невинные на Голгофе. Но и Иуда и воины имели вину перед Христом — различную, но имели. И потому нуждались в прощении от Бога.
Мы тоже различны. Мы неодинаковы в отношении знания воли Божией. Но мы все виновны, в той или другой степени, в распинании Христа! Все наши грехи — гвозди. Наша вражда к Нему, наше равнодушие к Нему, утрата нами первой любви к Нему, это все — распинание Христа.
Но и за нас Его молитва: «Отче, прости им!» И нас Он любит безграничной, беспредельной любовью и хочет научить нас любить такой же любовью!

 

Печаль и радость на Голгофе (Лук. 23, 39-43; Лук. 23, 47-48)

Какое зрелище на Голгофе: народ, бьющий себя в грудь. Он бил себя в грудь от сознания своей великой вины. Как давно мы с вами не били себя в грудь! Мне кажется, что это было тогда, когда мы впервые поднялись на Голгофу и узнали, что это наш грех пригвоздил Христа ко кресту. А между тем нам следовало бы чаще бить себя в грудь. Почему? Потому что в нашей груди бьется лаодикийское сердце. До обращения там билось сердце, любящее грех, теперь в груди нашей бьется новое, возрожденное сердце. Сердце, омытое Кровью Христа. Но новое, возрожденное сердце способно подвергаться заболеванию. Болезнь возрожденных сердец называется лаодикийской болезнью. Мертвое, невозрожденное сердце этой болезнью никогда не заболевает, только возрожденное.
Но в чем же заключается эта болезнь возрожденного сердца? Слово Божие идет нам на помощь с определением этой болезни. Оно говорит: лаодикийское сердце — ни холодное, ни горячее. Оно — теплое. И эта теплота прежде всего — по отношению к Самому Христу, к Его страданиям и смерти на Голгофском кресте. Терновый венец перестал умилять нас, раны Христа перестали трогать наше сердце. Мы привыкли к Его крови.
Мой вопрос одному экскурсоводу в Эрмитаже в Ленинграде: не привык ли он к творениям искусства и не стал ли к ним равнодушным?
Лаодикийское сердце — беззвучное сердце. Есть учебные пианино — без звука. Беззвучность сердца — верный признак лаодикийского состояния.
Нет слов благодарности, нет хвалы уст, нет хвалы дел! О наших беззвучных сердцах хорошо говорит одна песнь: «Пустой сосуд — не льется из него ни слов любви, ни взора одного!»
Есть за что бить себя сегодня в грудь (Откров. 3, 19). Но на Голгофе мы слышим и хвалу. Чья это хвала? Мы прочитали: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога!» Что же он видел? Чудный образ Христа, полный божественной красоты. Но особенно то, что случилось с разбойником! Он увидел славное событие: перемену одежды, черные одежды греха были сброшены, вместо них разбойник был облечен в белые одежды — в одежды чистоты и праведности Христа, и в этой белой одежде он вошел в рай!
Но это же произошло и с нами на Голгофе! И с нас сняты там черные одежды греха, и мы облечены там в белые одежды — в праведность Христа. Но под белой одеждой может биться лаодикийское сердце. Пусть же наши беззвучные сердца наполнятся новой хвалой, хвалой слов и хвалой дел!
Но хочу я песнь слагать,
Господу любви хочу я
Песнь слагать, да, песнь слагать!

 

Погребение Христа (Иоан. 19, 38-42; 20, 1-2)

Искусство подарило много красок картинам, посвященным погребению Христа! И снятие тела Христа с креста, и плач женщин над умершим Христом, и шествие с телом Христа ко гробу, и положение тела Христа во гроб...
Погребение всегда печально. Но в чаше горечи есть всегда и некоторые сладкие капли. Так и в чаше горечи, испитой Христом. На пути на Голгофу — сладкая капля в лице Симона Киринеянина! На Голгофе — сладкая капля в лице покаявшегося разбойника! При погребении — светлое явление в лице двух тайных учеников Христа — Иосифа из Аримафеи и Никодима! Оба они оказались любящими друзьями Христа. И вот мы видим дары их любви: Иосиф предоставляет для тела Христа свой новый гроб и плащаницу, а Никодим жертвует около ста литров драгоценного мира для помазания тела Христа.
История знает более пышные погребения, но никогда еще не было погребения, где бы было явлено столько любви, самой искренней и преданной любви, как при погребении Христа! Особенно нужно это отметить, если принять во внимание, что участие в погребении Христа было связано с опасностями со стороны иудеев и требовало, поэтому большого мужества.
И вот тело Христа во гробе...
Друзья Христа разошлись по домам, чтобы скорбеть и плакать по умершим. Ко гробу привален большой камень, на котором мы видим печать. Около камня — стража...
Наступила суббота. У гроба Иисуса не видно ни одного из Его друзей, так как закон Моисея не позволял путешествий в субботу.
Первые лучи восходящего солнца возвестили о наступлении первого дня недели. Еще темно, а ко гробу спешит Мария Магдалина — ученица Христа с пламенной любовью к своему Учителю! Придя ко гробу, она увидела, что камень отвален; тогда она бежит к Петру и Иоанну с вестью: «Унесли Господа из гроба и не знаю, где положили Его!»
Да, гроб был пуст... Но не потому он был пуст, что унесли Господа и куда-то положили Его, а потому, что Бог Отец воскресил Его из мертвых и подарил человечеству навеки живого Христа!
Место погребения Христа стало магнитом для бесчисленного множества паломников! Из-за этого места, чтобы вырвать пустой гроб Господень из рук магометан, в течение 200 лет двигались крестоносцы в Палестину! Миллионы погибли в борьбе с магометанами за это место!
Мы — против превращения гроба Господня в святыню.
Но каждый год, в дни Праздника Пасхи, мы посещаем сердцем сад Иосифа Аримафейского и в нем гроб, в котором лежало тело нашего дорогого Господа! И там, у пустого гроба, мы снова и снова слышим слова ангелов: «Его нет здесь! Он воскрес! «И в дни нынешнего Праздника Пасхи мы совершим паломничество ко гробу Господню, где мы снова услышим радостную весть: «Его нет здесь! Он воскрес! И был мертв и се, жив во веки веков!»

 

Христос и Мария Магдалина (Марк. 16, 9)

Иисус явился сперва Марии Магдалине. Подчеркнем эти слова не только в Евангелии, но и в нашем духовном сознании. Но было ли это явление воскресшего Христа сперва Марии Магдалине случайным, или Христос Сам пожелал явиться ей первой? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо познакомиться с ней, посмотреть, что говорит Евангелие об этой удивительной ученице Христа.
В Евангелии имеются повествования о некоторых душах, которые годами остаются вне нашего кругозора и вне нашего внимания. Именно такой душой в Евангелии и является Мария Магдалина. Постараемся познакомиться с ней поближе.
Прежде всего обратим внимание на ее имя. О чем оно говорит? О том, что она была из города Магдалы. Наименованием этого города была названа целая часть Галилеи. Вот почему мы читаем в Евангелии такие слова: «Он прибыл в пределы Магдалинские».
Что говорит Евангелие о ее прошлом, о времени до ее встречи со Христом? Во-первых, она была больна бесноватостью, причем в тяжелой форме: в ней было семь бесов. Во-вторых, у нее было много грехов. Об этом Сам Христос оказал в доме фарисея Симона. Она была даже известной грешницей, и поэтому те, кто знал ее, смотрели на нее с большим презрением, что видно из слов фарисея Симона: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она — грешница». Вот почему ее именем называются христианские приюты для падших женщин. Их называют приютами Магдалины. До встречи со Христом Мария Магдалина была особой жертвой дьявола, наиболее ревностной служительницей греха.
Но где и как произошла у нее первая встреча со Христом? Многие из нас ответили бы на этот вопрос быстро: она встретилась впервые со Христом в доме фарисея Симона. Так думал и я долгое время, пока не бросились мне в глаза слова Христа о ней, сказанные в доме фарисея Симона: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Кого возлюбила много? Христа конечно!
Следовательно, в дом фарисея Симона она пришла с большой любовью ко Христу в сердце. А если она уже любила Христа, то, значит, не здесь произошла ее первая встреча со Христом. Нет сомнения, что в толпах, следовавших за Христом в Галилее, была Мария Магдалина. И можно с уверенностью оказать, что она была самой внимательной слушательницей Его. Чем больше она слушала Христа, тем глубже запечатлевался в ее сердце Его чудный, божественный образ. Она смотрела на Него, как на великого Пророка, видящего насквозь человеческие сердца, и исполнялась все большим благоговением к Нему. Уважение и благоговение Марии Магдалины к светлой личности Христа превратились вскоре в любовь, и в весьма глубокую любовь ко Христу.
Но она еще не имела возможности излить перед Ним своего сокрушения и раскаяния в своей прежней, полной греха, жизни. Среди многих больных и бесноватых, об исцелении которых так часто говорится на страницах Евангелия, была и она, одержимая семью бесами.
Пойдемте теперь в дом фарисея Симона. Здесь мы впервые повстречаемся с ней и увидим ее сердце, полное любви ко Христу. Она пришла в дом фарисея Симона с алавастровым сосудом с мирром. Христос был так дорог ей, что она решила это драгоценное мирро, которое раньше употребляла, может быть для греховных целей, употребить для помазания ног Христа.
Давно она жаждала излить свое сокрушенное сердце Тому, Кто уже однажды явил ей Свою великую любовь, изгнав из нее семь бесов. И вот, наконец, она перед Тем, Кто знает всю ее жизнь, все ее многие грехи. Слезы льются обильно из ее глаз и капают на ноги Христа, а она своими роскошными волосами отирает их. И после этого омовения слезами ног любимого Учителя она совершает помазание их драгоценным миром. Она ничего не говорит Христу, но слезы — это самая громкая речь. И здесь, в доме фарисея Симона, она получает прощение всех своих многих грехов. Самыми драгоценными словами, которые она услышала из уст Христа, были слова: «Прощаются тебе грехи» (Лук. 7, 48).
Получив прощение, Мария Магдалина стала ученицей Христа и Его преданной служительницей. Она вместе с апостолами и другими ученицами Христа следовала за Ним по городам и селениям Галилеи.
Прочтем Ев., Лук. 8, 1 — 2. Она старалась служить своему любимому Учителю вместе с другими Его ученицами своим имением, то есть материальными средствами (Лук. 8, 3). Эти средства она и другие женщины, любившие Христа, добывали трудами рук своих.
И вот пришел час, когда Христос должен был умереть за грехи мира. Мы видим Его на Голгофе, пригвожденного ко кресту. Он покинут всеми апостолами, кроме Иоанна. Но Мария Магдалина здесь, на Голгофе; она находится у самого креста Его. Прочтем Иоан. 19, 25: «При кресте Иисуса стояли матерь Его, и сестра матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина». Я уверен, что она целовала пронзенные ноги Христа. Я уверен также, что при необходимости она с радостью заняла бы место Христа на кресте! Так она любила Его!
А когда Христос умер, Мария Магдалина участвует в Его погребении. Прочтем Марк. 15, 47: (Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Она ушла последней от гроба. Прочтем Матф. 27, 60 — 61: «И положил (Иосиф) тело Христа в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария (Иосиева), которые сидели против гроба». Вот как она любила Христа!
Не будем удивляться, что при такой любви ко Христу она первой пришла ко гробу, как сказано в Ев. Иоанна 20, 1: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно».
И не удивительно, что ей, с такой любовью ко Христу в сердце, первой явился Воскресший. Он открыл ей Себя одним словом: «Мария!» О, как хорошо знала она Его голос! Это знание дала ей ее глубочайшая любовь ко Христу. Из ее уст исходит тоже только одно слово: «Раввуни!» — что значит: Учитель! И это слово открывает все ее существо: она была одной из лучших учениц этого Раввуни. Мария Магдалина хочет и дальше пребывать у ног Его святых! Она хочет познавать Его волю и готова творить ее! Из любви к Нему она готова на все!
Мария Магдалина делается первой благовестницей воскресения Христа!
Предание говорит, что она умерла самой мучительной смертью за Христа, своего любимого Господа!

 

Два слова, озарившие мир самым ярким светом (Марк. 16, 1-7)

Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. Разве Христос не был помазан? Прочтем Иоан. 19, 39 — 40: «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литров около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи».
Да, Христос был помазан, но это помазание было совершено Никодимом и Иосифом Аримафейским; это было делом их любви. Но женам-мироносицам хотелось самим совершить это дело любви. Кроме того, им хотелось еще раз посмотреть на лицо любимого Учителя. Быстрее всех шла ко гробу Мария Магдалина. Она первая увидела камень отваленным и, не войдя в гроб, повернула назад и побежала в город, чтобы сообщить об отваленном камне Петру и Иоанну. Где же находились эти два ученика в ночь воскресения их Учителя? Иоанн был в каком-то доме, куда он по поручению Христа взял к себе матерь Иисуса. Петр мог находиться в доме Марии, матери Иоанна, называемого Марком, о котором говорится в Деян. Ап. 12, 12; 14, 51.
Была ночь, когда жены-мироносицы отправились ко гробу со своими благовониями. Иерусалим спал, когда они шли по его улицам. Было еще совсем темно, но, когда они подходили к саду, где был гроб Господень, начался уже восход солнца. Но и в душах жен-мироносиц было тоже совсем темно; они совершенно забыли пророчество Христа о третьем дне. Они забыли, как Учитель говорил им: «Сыну Человеческому должно быть убиту и в третий день воскреснуть».
Солнце бросает свои первые лучи на землю... А женщины даже не предчувствуют, что скоро в их душах тоже станет светло. На сердце у них большая забота: кто отвалит им камень от двери гроба? Чтобы отвалить камень, нужны мужские руки. Но они не знали еще о другой трудности: камень был опечатан и около него была поставлена стража. Но... камень оказался отваленным — сила Божия отвалила его!
В связи с этим хочется вспомнить слова Писания: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас». Он знает, как отвалить тот или другой камень заботы с нашего сердца. Я слышу вздох многих сердец: «О, кто отвалит нам этот камень?» Есть рука, которая может это сделать: это рука Всевышнего!
Мария Иаковлева и Саломия вошла во гроб и увидели юношу в белой одежде. В дни Праздника Пасхи мы видим ангелов в пещере Иосифа Аримафейского. Они возвещают о победе Воскресшего Христа над грехом и адом. В пещере в Вифлееме были ясли этого Победителя. Да, в Вифлеемской пещере родился Победитель над смертью и адом, и ангелы возвестили о Его рождении. Здесь, в пещере Иосифа Аримафейского, была закончена эта величайшая из всех побед! И о ней также возвестили ангелы.
Когда я бываю на кладбищах и смотрю на могилы, я представляю себе, как в день воскресения мертвых все они откроются и опустеют, потому что силою Божией все мертвые воскреснут и выйдут из своих могил.
Белая одежда ангела — это сияющая слава Божия, и свет этой славы озарял темную пещеру небесным светом. Не удивительно поэтому, что жены-мироносицы ужаснулись. И вдруг они слышат слова: «Он воскрес! Он жив!» Эти слова были для них самой сладкой музыкой. Если бы голодный или умирающий от жажды человек попал в роскошный дворец и увидел бы блеск и великолепие его, а затем посмотрел бы на стол с яствами и кристально чистой водой в графинах, как вы думаете, что его больше обрадовало бы: блеск дворца или пища и вода на столе? Мы поймем радость Марии Иаковлевой и Саломии, услышавших от ангела слова: «Он воскрес! Он жив!» Больше всего жаждали их сердца того, чтобы Он был жив!
Два слова, сказанные ангелом в пещере Иосифа Аримафейского, стали самыми дорогими словами в мире! Два слова: «ОН ВОСКРЕС!» Два коротких, таких ясных, таких определенных и решительных слова: «Он воскрес!» Эти два слова, подобно блестящей молнии, освещающей все вокруг себя, озарили весь мир самым ярким светом! Мы не знаем, в каком тоне были сказаны эти два слова ангелом: тихо или громогласно. Но, так или иначе, они являются кличем, настоящим кличем, звучащим на весь мир, на всю вселенную!
После этих двух слов женам-мироносицам не хватало только одного: увидеть Воскресшего! И они увидели Его! Радость их не имела границ! И у нас, верующих в воскресение Христа, самым великим желанием является желание увидеть Воскресшего. И мы увидим Его, как Он есть (1 Иоан. 3, 2).

Журнал "Братский вестник" 1958 № 2

 

Visit www.betroll.co.uk the best bookies