О предопределении

По материалам богословской статьи Джона Уэсли «Спокойное рассмотрение предопределения»

В. Зиновьев

Слушая доводы и рассуждения некоторых христиан относительно доктрины «Предопределение», я с горечью в сердце отмечал для себя, что некоторые стоят на позиции Кальвина. И это потому, что их субъективное понимание данного учения сводилось к следующему: «Всё, что должно произойти, предопределено Богом ещё до сотворения мира. Одних Бог определил к вечной жизни, других — к вечной смерти. И сие предопределение ничто не может изменить... Так ли это?

Нет ничего более абсурдного, чем думать, что во Вселенной что- либо происходит без ведома Бога. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему» Рим.11:36. Однако...

Люди не были предопределены к согрешению. Адам имел выбор — пасть или остаться с Богом; и Бог предопределил только участь Адама, которая зависела от его выбора. Бог сотворил человека, заранее не определяя его судьбу! Вместе с тем, Он знает, какой она будет. Он не избирал и не предопределял: одних — к жизни, а других — к смерти на основании лишь Своего волеизъявления. Бог предопределил людей к жизни или смерти на основании Своего предузнания их выборов. Божье обречение на неверие некоторых людей, основано на Его предузнании грехов этих людей и их отказа от раскаяния. Если бы Бог сотворил людей для вечной смерти, для чего было бы Ему призывать их к покаянию и жизни?!

Иоанн Златоуст утверждал: «Вначале Иуда был дитём Царства. Ему и другим ученикам было сказано: «Вы воссядете на двенадцати престолах», но впоследствии Иуда стал дитём ада». Исав не был предопределён к осуждению. И, вообще, по общему мнению древних отцов он, в конце концов, обрёл спасение. Место Писания «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» Мал. 1:2-3 относится не к их личностям, а к их потомкам.

В Быт.25:23 сказано: «больший будет служить меньшему». Лично Исав никогда не служил Иакову, но потомки старшего брата служили потомкам младшего.

Мы спасаемся верою в Иисуса Христа, Который умер за грехи всего человечества — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Неверие — грех, ведущий к осуждению. Отсюда, у каждого человека есть право сделать выбор в пользу своего спасения — принять Голгофскую жертву Иисуса Христа. Либо отвергнуть Божью милость и остаться в неверии. Архиепископ Ашера однажды сказал: «Во что только люди не ударяются, вместо того чтобы покориться. Они утверждают, что Христос умер не за всех людей, и что никто, кроме избранных, не может принадлежать Христу. Тогда как же остальные могут веровать, что Христос умер и за них, и принять Его своим Искупителем и Спасителем? Таким образом, они вынуждены верить в то, что является ужасной ложью и принять то, на что они не имеют никакого права».

Что же тогда подразумевается под избранием и осуждением? Во-первых, от начала Бог определил избрать во Христе всех тех, кто уверует в Него во спасение. Во-вторых, от начала Бог определил осудить все тех, кто упрямо и до конца будет пребывать в неверии. Что же касается абсолютного и безусловного избрания и осуждения, то такого учения нет в Святых Писаниях. Подобное понимание приносит ужасный плод. Примером тому может служить сам Кальвин. Он признаёт, что послал на смерть Майкла Сервета только из-за того, что их религиозные взгляды были различными.

В «Исповедании Веры» (Ассамблея английских и шотландских богословов, 1646 г.) написано: «Из вечности и неизменно Бог определил всё, что должно произойти... некоторые ангелы и люди предопределены к вечной жизни, а другие к вечной смерти. Число этих ангелов и людей предопределено и неизменно... На это избрание никак не влияет их вера и дела» Гл. 3. Эта доктрина гласит, что Бог до основания мира определил судьбу всех сотворённых людей. Он не изменит это определение, а люди не могут воспротивиться Ему. Оно заключается в том, что часть человечества будет спасена от греха и ада, а остальная часть, не имея надежды и помощи, будет осуждена на вечную погибель...

Какой мрачно-ужасающий приговор! Если бы эти богословы были правы, тогда венец творения Божьего — человек, был бы самым несчастным существом на земле. И, будучи предопределённым к осуждению, он был бы прав, согрешая и оправдывая себя тем, что ему более ничего не остается, кроме как творить беззаконие. И верна была бы и поговорка грешников: «Бери от жизни всё, пока молод». А вместе с ними и те, которые избраны к вечной жизни, со временем пришли бы к мысли, что им тоже можно грешить, и при этом не лишиться спасения. Так как став избранными, и получив благодать, они никогда её не потеряют. И люди спали бы в своих грехах до тех пор, пока не проснулись бы в аду, потому что в послании к Евреям ясно сказано: «Старайтесь иметь... святость, без которой никто не увидит Господа» Евр.12:14. И тогда я бы сказал: «Ехидна, которая ужалила апостола Павла на острове Мелит — счастливее человека. Так как её участь разрешилась мгновенно в огне земного костра, а участь предопределённого грешника — вечный огонь ада».

Многие люди были избраны 8 соответствии с предузнанием Бога и для исполнения Его воли. Так Кир был избран для восстановления храма, апостол Павел и другие двенадцать, для проповеди Евангелия. Но в этом нет никакой обязательной связи с вечным счастьем, ибо тот, кто избран в этом смысле, может 

погибнуть в вечности. Господь сказал: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» Ин. 6:70. Иуда был избран, как и все остальные, но будет наказан с дьяволом и ангелами его, так как предал Христа, отпал и погиб. Божественное назначение людей для вечного счастья является условным так же, как и лишение человека благодати. Вечное постановление, касающееся обеих ситуаций, выражено следующими словами: «Верующий спасён будет, а неверующий — осуждён». На основании этого, Писания называют всех истинно верующих избранными, а неверующих, упорно остающихся в своём неверии — осужденными. Нельзя согласиться и с тем, что человек, вообще, ничего не должен делать в отношении своего спасения. В Библии ясно сказано, что мы должны «заботиться о своём спасении». Так Павел пишет: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» Фил.2:12. Спасает Бог, но то, что должен делать человек сам — освящаться, укрепляться Господом и могуществом силы Его, облекаться во всеоружие Божие — Бог за него делать не будет. В Святых Писаниях нет обетования, что «никто, однажды уверовав, не отпадёт». Дар спасения, полученный от Бога, надо бережно хранить, ибо сказано: «держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» Откр.З:11. Человек, имеющий веру, может отпасть от благодати спасения. И это видно из слов апостола Павла в послании к Тимофею, где он пишет: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» 1 Тим.1:19. Вместе с тем, человек-грешник имеет надежду на восстановление утраченных отношений с Богом, если способен будет смириться и признать свою вину перед Ним: «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их» Рим.11:23. И повсюду в обетованиях Божиих присутствует это «если» — как условие для его получения. И уже одного этого достаточно для того, чтобы развеять, как прах по ветру, теорию о безусловном предопределении.

Бог видит все события 8 вечности так, будто они уже произошли. Поэтому Он назвал Авраама «отцом множества народов» ещё до того, как родился Исаак (Быт. 17:4). Христос назван «Агнцем, закланным от создания мира», хотя в то время Он ещё не был заклан (Откр.13:8).

По этой же причине Бог называет истинно верующих избранными «прежде создания мира» (Еф.1:4), хотя в то время они ещё не были верующими, но уверовали спустя много лет. Только тогда они стали по-настоящему избранными, когда стали «сынами Божьими через веру». Апостол Павел говорит: избраны к спасению «через освящение Духа и веру истине» 2 Фес.2:13. Апостол Пётр пишет: избраны «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа» 1 Пет.1:1,2.

«Я твёрдо верю, что это избрание истинно, как истинны Писания Божьи. Но я не могу поверить в безусловное предопределение не только потому, что я не нахожу ему подтверждение 8 Писании, но и потому, что оно обязательно предполагает существование безусловного осуждения людей на неверие. Подобное учение ясно противоречит как Ветхому, так и Новому Завету» (Джон Уэсли). Рассматривая данный вопрос, обратимся к Священному Писанию. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» Быт.3:17. То есть, проклятие придёт не потому, что Бог так постановил, но из-за греха Адама. «Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» Втор.30:19. Бог предлагает человеку сделать выбор и даже указывает, какой, дабы ему было хорошо. «Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас» 2 Пар.15:2. Не Бог оставляет человека в неверии, а человек оставляет веру в Бога. «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» Иез.18:23. И вновь возникает вопрос, если Бог предопределил грешника на смерть, тогда зачем Ему призывать его к покаянию? «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства» Рим. 1:28. Вначале люди не захотели ничего знать о Боге, а потом уже Он оставил их утопать в болоте греха.

Как соотнести идею лишения людей веры с местами Писания, где говорится, что Бог желает, чтобы все спаслись? «итак пойдите на распутия и всех, кого «айдете, зовите на брачный пир» Мф.22:9. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» Мр.16:15. «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» Рим.5:18. «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» 1Тим.2:3,4, «... уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков» 1 Тим.4:10. «Господь... долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 2Пет.З:9. Все вышеприведённые места Писания свидетельствуют о том, что Бог предлагает человеку сделать правильный выбор и спасти душу свою. Мало того. Он усиленно влечёт к Себе упорствующего человека, зовёт, разносит благую весть по всему миру, долготерпит, послал Сына Спасителем миру.

Христос умер за всех, искупил всех, даже тех, кто, в конце концов, погибнет. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» Ин.3:17. В данных стихах Библии не упоминается ни о каких ограничениях или различиях между людьми относительно предызбрания к спасению: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» 2Кор.5:15. Здесь видно не только то, что Христос умер за всех людей, но и для чего Он умер. «Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» 1Тим.2:5,6. «Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех» Евр.2:9. Это лишь малая часть мест из Писаний, которая ясно отвечает на вопрос о предопределении. Доказательство отсутствия в Библии абсолютного и безусловного избрания и осуждения очевидно. Суть доктрины, о которой спорят богословы на протяжении веков, апостол Павел, образно говоря, “раскладывает по полочкам” так: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» Рим.8:29,30. Из этого стиха явствует, что Божье предопределение основано на предузнании, на Его всеведении относительно будущего. Он точно знает, кто придёт к Нему с сокрушённым сердцем и раскается в своих беззакониях. Их-то Бог и оправдывает и мало того — ещё и прославляет!

Безусловное лишение веры (ясное последствие безусловного избрания) явно противоречит библейскому описанию справедливости Божьей. Люди, заранее определённые на грех, зло и осуждение никогда не смогли бы творить добро и делать что-либо угодное Богу. И тогда естественным был бы вопрос «Господи! Если Ты определил нас на гнев, лишил благодати, то, как нам было избежать всего того, что мы творили, а в конечном итоге — пламени вечного ада? И за что же Ты — Святой и Справедливый теперь судишь нас?..» В этой безусловности и абсолютности избрания к жизни и смерти явно присутствует сатанинская логика, преследующая цель — опорочить Бога. Творец Вселенной представляется весьма непоследовательным, потому что, обрекая человека на неверие. Он одновременно с этим повелевает: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» Прит.24:11.

Итак, безусловное избрание и лишение веры никак не соответствуют истине и искренности Бога! И уж совсем не имеет ничего общего с Его любовью и благостью. Его любовь распространяется даже на тех, кто не любит и не боится Его, «ибо Он благ и к неблагодарным и злым» Лк.6:35, и «...Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» Мф.5:45. В заключении хотелось бы напомнить всем хорошо известный стих, который несёт в себе суть всего Евангелия, показывает намерения Божии в отношении человека и даёт ясный ответ на вопрос относительно истинного понимания доктрины предопределения. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» Ин.3:16. Аминь.