Покаяние по слову Божьему

«Чтобы... ты знал, как должно поступать в доме Божием» 1 Тим. 3:15

     В наших церквах часто призывают к покаянию, но редко разъясняют, что оно в себя включает, тогда как этой теме посвящена значительная часть Священного Писания.
     О покаянии много повествуется как в Ветхом, так и в Новом Завете. Каждый человек рождается грешником. Иисус Христос умер на кресте за грехи всего мира. Прощение и освобождение от греха можно получить только через личное сердечное раскаяние перед Богом.
     Апостол Павел открывает волю Божью: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться». Д. Ап. 17:30. В Новом Завете первый, кто призывал людей к покаянию, был Иоанн Креститель. Матф. 3:2. Иисус Христос продолжил это служение, проповедуя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Матф. 4:17. Апостол Пётр в день Пятидесятницы призывал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа...» Д. Ап. 2:38. Цель проповеди Ап. Павла - «чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Д, Ап. 26:20.
     Покаяние — это одно из условий нашего спасения: «… если не покаетесь... погибнете». Лук. 13:3. В покаянии нуждаются не только неверующие, но и нередко — члены церкви:
     «Ангелу Ефесской церкви напиши... Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся...» Откр. 2:1,5.
     Существует мнение, что, согласно тексту Писания: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Д. Ап. 11:18, Господь одним людям даёт покаяние, а другим - нет. На самом же деле этот текст говорит о том, что возможность покаяться имеют все люди, независимо от расы и национальности. Бог хочет, чтобы все люди покаялись и спаслись, поэтому Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». 2 Петра 3:9.
     Каждому человеку Бог даёт время для покаяния, но не все его используют: «Я дал ей время покаяться... но она не покаялась». Откр. 2:21.
     Результатом истинного покаяния является прощение грехов, оправдание и рождение свыше, то есть запечатление и крещение Духом Святым. Истинным и глубоким покаяние бывает у тех, которые печалятся о том, что своими грехами огорчили Бога: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению...» 2 Кор. 7:10.    
     Истинное покаяние имеет 4 составляющих: сознание греха, сокрушение о нём, исповедание / открытие греха и просьба о прощении / и обращение.

Сознание греха

     «Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною». Пс. 50:5.  Пророк Исайя, войдя в присутствие Бога, воскликнул: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами...» Ис. 6:5. Покаяние блудного сына и его возврата в дом отца началось с осознания критического положения: «Придя же в себя, сказал: «… Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил...» Луки 15:17-18. Неспособность Ангела Лаодикийской церкви видеть своё греховное состояние делала невозможным его покаяние, очищение и спасение. Сначала должно было произойти прозрение.    

Сокрушение

     «Беззаконие моё я сознаю, сокрушаясь о грехе моём». Пс. 37:19. Состояние  сокрушённого человека очень ярко описывает Давид: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху». Пс. 31:3-4. Искреннее осознание греха приводит согрешившего к переживаниям. Плач женщины в доме фарисея Симона, горькие слёзы раскаяния апостола Петра — яркие примеры сокрушения.
     Бывает, что человек сознаёт свой грех, но не переживает и не сокрушается о нём. Так было у царя Саула. «Я согрешил, но почти меня ныне  пред старейшинами народа моего...» -  говорил он Самуилу. 1 Царств 15:30. Несокрушённый человек пытается оправдать свой поступок, зачастую обвиняя при этом других: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел».  Бытие 3:12.
     Слёзы или их отсутствие не всегда являются признаком сокрушённости или несокрушённости.

Исповедание

     Ещё в глубокой древности  согрешивший израильтянин должен был исповедаться перед священником и только после этого принести жертву за грех. Левит 5:5; Числа 5:7. К Иоанну крестителю люди шли из разных мест «и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». Матф. 3:6. Во время служения апостолов многие из уверовавших «приходили, исповедуя и открывая дела свои». Д. Ап. 19:18. Божье обетование прощения и очищения от греха зиждется на осознании греха, на сокрушении и исповедании. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1 Иоан. 1:9. 
     Cлово Божие ясно учит о необходимости исповедания, но нередко возникает вопрос:  перед кем и в каких грехах нужно исповедоваться?
     Прежде всего исповедовать свои грехи нужно перед Богом. «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал:» исповедаю Господу преступления мои», Пс. 31:5.  Следует признаться в содеянном также тому, против кого согрешили и просить у него прощения. «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если семь раз согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», -  прости ему». Луки 17:3-4.
     И ещё следует просить прощения у того, кто стал свидетелем нашего согрешения, для кого мы послужили соблазном и преткновением. Писание предупреждает: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией». 1 Кор.10:32
     Очень важно также признаваться во грехах во время душепопечительной беседы со служителем церкви. Нужно обращать особое внимание на скрытые и постыдные грехи, на те грехи, над которыми не одержана победа или к которым  остаётся влечение, а также на те, за которые продолжает осуждать совесть, даже если мы однажды в них уже раскаялись. В таком случае необходимо тщательно исследовать, что связано с этими грехами, и искренно всё исповедать служителю. Могут тревожить и грехи, совершённые до обращения к Богу. Нет необходимости напряжённо вспоминать всё, что было сделано до уверования, потому что при покаянии все грехи очищаются Кровью Иисуса Христа. Но те грехи, которые тревожат совесть, надо исповедать перед служителем и попросить за них прощения у Бога. Если были какие-либо контакты с людьми, связанными с тёмными силами / ворожеи, гадатели, экстрасенсы и т. д. / то об этом обязательно надо побеседовать со служителем.
     При исповедании оккультных грехов, как правило, практикуется не только раскаяние в содеянном, но и расторжение всякой зависимости от дьявола, отречение от связи с ним. Хорошую помощь в этом случае могут оказать служители, которые имеют опыт работы с оккультно обременёнными людьми.
     Инициатива исповедания не всегда должна исходить от согрешившего. К этому может побуждать и служитель Божий, о чём свидетельствует история Ахана. И. Навина 7:19. Побудительным мотивом к исповеданию могут послужить также такие обстоятельства, как крещение, бракосочетание, рукоположение, болезнь и другое.
     Не лишним будет заметить, что понятие «тайна исповеди» является больше опытом церкви, чем библейской позицией. В тех случаях, когда грех совершает группа лиц или же характер  согрешения требует рассуждения в церкви, сохранить тайну исповеди невозможно.

Обращение, оставление греха

     «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши». Д. Ап. 3:19  «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован». Пр. 28:13 Следовательно, помилование зависит не только от осознания, но и от оставления греха. «… Перестаньте делать зло; научитесь делать добро... тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю». Ис. 1:16-18.  
     Ярким примером обращения от мёртвых дел является история Закхея: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».  Луки 19:8. Апостол Павел призывал язычников к тому, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния». Д. Ап.  26:20. Плоды покаяния — это оставление греха и, если возможно, исправление последствий греховных поступков: «… возвратят сполна то, в чём виновны...» Числа 5:7. Жители Ниневии покаялись и обратились от злого пути своего и, как результат подлинного покаяния, были помилованы Богом.
        
     В заключение этой темы следует обратить внимание на совет апостола Павла: «Братия! Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» Гал. 6:1.
     Существуют определённые средства, используя которые можно помочь согрешающему покаяться.
    
                                Молитва
     «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь...» 1 Иоан. 5:16.
 Обличение
     «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего». Матф.  18:15. «Обличи ближнего твоего, и не понесёшь за него грехи». Лев. 19:17.
                               Увещание
     «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». Евр. 10:25.
     «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». 1 Тим. 1:5.
                               Церковное взыскание
     «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании...» 2 Фес. 3:14.
Правильное отношение к находящимся на церковном взыскании
     «Не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». 2 Фес. 3:14-15
     Пусть изложенные в этой статье мысли помогут всем нам глубже познать святость Божью и осознать нашу ответственность за праведную жизнь перед Господом.
               Служители Совета Церквей ЕХБ